12
мая
2021
год
От теории к инновационной практике
Как сделать открытие и провести исследование? Какие научные опыты в области биолюминесцентного анализа и экологического мониторинга проводят школьники? Об этом и многом другом узнали участники курсов повышения квалификации «Организация учебно-исследовательской и социально-проектной деятельности школьников в области экологического мониторинга окружающей среды на основе передовых методов биотестирования в условиях школьного образования». На площадке Точки кипения Сургутского госуниверситета спикеры Сибирского федерального университета представили педагогам Югры полный цикл научного исследования в области современных проблем экологии и путей их решения. От теории к практике – таким был формат шестидневной работы.
Экологическое образование – гарант бережного отношения людей к окружающей природе. Предмет «экология» не является обязательным в школе. В этой связи возникла необходимость создания единого экологического пространства урочной и внеурочной деятельности (элективные, индивидуальные занятия, занятия с одаренными детьми) с целью формирования экологического мировоззрения обучающихся и, конечно, повышения мотивации для осознанного выбора будущей профессии. Экологическое образование и воспитание позволяет содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников, вовлечь их в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем родного края. Проект «Экологическая академия» направлен в первую очередь на дополнительное образование школьников 8–10 классов в области современных проблем экологии и путей их решения, а также развитие навыков социально-проектной и учебно-исследовательской деятельности. «Мы планируем внедрить модель, которая апробирована в рамках этого проекта для реализации региональной значимой программы «Биолюминесценция» в сетевой форме. Сетевой формат подразумевает проведение лекций и семинаров в онлайн-формате при участии ученых и преподавателей Сургутского госуниверситета и Сибирского федерального университета, а практический блок исследовательской деятельности будут вести педагоги муниципалитетов Югры, которые прошли подготовку на прошедших курсах», – прокомментировала директор Регионального модельного центра дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Елена Титаренко.
Спикеры курсов провели лекции и семинары по теоретическим основам исследовательской деятельности учащихся, ресурсному обеспечению научных исследовательских проектов. Заключительным стал практикум по подготовке проекта «Организация учебно-исследовательской и социально-проектной деятельности школьников в области экологического мониторинга окружающей среды на основе передовых методов биотестирования в условия школьного образования». Это была практическая работа по решению командами кейсов.
Эксперты поделились собственным опытом по поиску научных данных, определению актуальных экологических проблем региона, рассказали о сути, структуре, содержании научно-исследовательского проекта. О том, как сделать презентацию, которая будет не только радовать глаз аудитории, но и получит высокую оценку авторитетного жюри, поведала в онлайн-лекции кандидат биологических наук Ирина Свидерская. Презентация должна быть емкой по содержанию и краткой по объему, особая роль отводится и ее дизайну. Ирина Викторовна рекомендует использовать спокойные тона и обязательно ставить нумерацию слайдов. Отдельное внимание лектор уделила типичным ошибкам в формулировке целей и задач исследования. «Успех ученика зависит от грамотной работы его научного руководителя!», – с этих слов начала диалог с онлайн-слушателями кандидат биологических наук Ирина Гайдашева. Она посвятила свой доклад результатам работы. Обработка полученных результатов сводится к выявлению причинно-следственных связей исследуемых параметров процесса или явления, проверке гипотезы. Формулирование выводов позволяет оценить полученные результаты эксперимента. Для достижения этой цели следует логически простроить взаимосвязь результатов и имеющихся данных, взятых из источников, а затем подтвердить или же опровергнуть свою гипотезу. Ирина Игоревна также дала рекомендации по формулированию выводов (логика, краткость, конкретность), представлению результатов работы в форме устного или стендового доклада, компьютерной презентации.
Надежда Римацкая, научный сотрудник Лаборатории биолюминесцентных биотехнологий, подчеркивает, что при подготовке к занятиям перед педагогом встает ряд проблемных вопросов: как заинтересовать предметом и учебой своих учеников; как добиться лучшей успеваемости; как научить учиться; как развивать способности детей? А для учащегося не менее важным является желание как можно больше знать и уметь, развить свой ум, смекалку и культурный уровень. Для создания мотивирующей образовательной среды педагог, например, может информировать учащихся о значимости темы, которую предстоит изучить, настроить их на достижение побед в различных интеллектуальных соревнованиях и конкурсах. Надежда Валерьевна рассказала о том, что такое биолюминесценция, о портативном люминометре LumiShot, который является наиболее эргономичным на сегодняшний день универсальным периферийным устройством для регистрации потоков света в режиме счета одиночных фотонов. Спикеры отмечают, что уже не первый раз приезжают в СурГУ, чтобы научить коллег уникальному научному методу. Их разработка – портативная лаборатория для экологического, медицинского и других видов мониторинга. Это реальный инструмент, который используют ученые, и могут освоить как педагоги, так и школьники.
Именно так от теории к инновационной практике участники курсов под чутким руководством спикеров разобрались во всех тонкостях организации учебно-исследовательской и социально-проектной деятельности школьников в области экологического мониторинга окружающей среды на основе передовых методов биотестирования.
Автор: Дарья Вейраух