25
августа
2021
год
Какие задачи сегодня стоят перед педагогическим сообществом?
В Сургутском госуниверситете при участии губернатора Югры Натальи Комаровой в очно-заочном формате открылось ежегодное августовское совещание педагогических работников. Организаторами этого знакового для педагогического сообщества события стали департамент образования и молодежной политики Югры и Сургутский госуниверситет. В Год науки и технологий речь пойдет о воспитании как общенациональном стратегическом приоритете развития и формирования личности ребенка, его интересов в современном образовательном пространстве автономного округа. К обсуждению этого актуального для всех государств и народов вопроса присоединились и спикеры из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Торжественная часть началась с видеообращения Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова. Глава министерства отметил, что формирование единого образовательного пространства, а также создание равных возможностей для всех детей, независимо от места проживания, по-прежнему являются приоритетными. С приветственными словами к участникам совещания обратились губернатор Югры Наталья Комарова, митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел, эксперт Всероссийского экспертного педагогического совета Министерства просвещения Российской Федерации Алексей Стерхов.
Приветствуя участников в режиме видео-конференц-связи, глава региона Наталья Комарова подчеркнула, что на площадке августовского совещания педагоги ежегодно определяют приоритеты, обсуждают и принимают стратегические решения на новый учебный год. Представляя интересы родителей югорских учеников, Наталья Владимировна обратила внимание слушателей на семь установочных направлений работы, среди которых создание равных условий для получения дошкольного образования: «Перед нами стоит задача обеспечить показатель 100 %-ой доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. В 20 муниципальных образованиях региона эта задача решена. В 2021 году будут открыты еще 2 234 места для дошкольников. Реагируя на запросы родителей, корректируем запросы к содержанию образования дошкольников. В их обучение включены программы развития математического образования, основы моделирования, цифровых навыков программирования, логического мышления, экологического и духовно-нравственного просвещения», – резюмировала губернатор Югры.
Что касается высшего образования, то глава автономного округа отметила: «Учитывая участие Сургутского госуниверситета совместно с консорциумом югорских вузов в конкурсе «Приоритет-2030», будет проводиться трансформация образовательных программ за счет расширения сетевого взаимодействия, улучшение материально-технической базы и квалификации преподавателя с использованием новых цифровых технологий и привлечением лучших преподавателей и ученых. Перед Медицинским институтом СурГУ и Ханты-Мансийской академией в этом году стоит важная задача по подготовке и комплектованию медицинскими кадрами центра «Материнства и детства». Мы укрепляем материально-техническую базу наших вузов».
Модератором пленарного заседания выступила заведующая кафедрой философии образования философского факультета Московского госуниверситета имени М.В. Ломоносова Елена Брызгалина. На панельной дискуссии были вынесены такие важные вопросы, как гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи и, конечно, государственная политика в этой сфере; интеграция программ дополнительного и общего образования как основа индивидуальной траектории обучающегося; роль критериального оценивания в системе повышения качества образования; международный опыт работы с педагогами по формированию у школьников ключевых компетенций и др.
Организаторы подготовили для участников насыщенную программу. В этом году она была разделена на семь тематических площадок. Педагогические работники и руководители образовательных организаций имели возможность посетить различные образовательные треки и задать интересующие их вопросы ведущим экспертам-практикам образовательного процесса. Кроме того, работала выставочная зона, где были представлены новейшие научные, методические и учебные пособия по формированию личности ребенка в современных условиях, в том числе с помощью цифровых технологий и робототехники.
Интересными кейсами и решениями поделились эксперты тематической площадки «Воспитание как основа духовного, нравственного и гражданско-патриотического формирования и развития детей и молодежи». Здесь говорили о социокультурных истоках, цифровом сервисе «ПРОвоспитание», трансфере образовательных достижений, материально-техническом обеспечении инклюзивного образования. В частности, генеральный директор «Мобильное электронное образование» Александр Кондаков и заместитель директора – начальник управления развития информационного общества департамента информационных технологий и цифрового развития Югры Галина Михайлова познакомили участников с цифровой образовательной платформой «Мобильное электронное образование», которая содержит онлайн-курсы для обучения детей от 3 лет до 11 класса по всем основным предметам.
В ходе совещания внесены предложения и по внедрению методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования. В обсуждении этого вопроса активное участие приняли заместитель директора – начальник управления непрерывного профессионального образования и науки департамента образования и молодежной политики Югры Александр Гомзяк, проректор по развитию Сургутского госуниверситета Валерия Безуевская, директор центра «Школа педагогического мастерства» Маргарита Дорофеева и директор Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа Алексей Сарабаров. От стратегических ориентиров к практическим решениям, направленным на эффективное развитие образовательного пространства в интересах и педагогов, и обучающихся, пришли участники конструктивного диалога.
Геймификация, то есть внедрение игровых форм в неигровой контекст; раскрытие потенциала каждого ребенка, его способность к активности, творчеству, инициативности; повышение квалификации педагогических работников; применение современных технологий и инновациий на практике – такой список приоритетных задач стоит перед педагогическим сообществом в настоящее время. Как утверждают эксперты, во многом именно от их успешного решения зависит качество образования. При этом уровень подготовки человека определяет не только его собственное будущее благополучие, но и качество трудовых ресурсов, а, следовательно, состояние экономики, промышленности и производства.
По итогам окружного совещания для системы образования будут определены задачи на предстоящий учебный год. Онлайн-трансляцию можно посмотреть на сайте pedsovet2021.admhmao.ru.
Автор: Дарья Вейраух