23
марта
2023
год
Национальное достояние России
В Москве подвели итоги XVII Всероссийского конкурса достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России». Победителями среди прочих претендентов стали студентка Института экономики и управления СурГУ Камилла Соколова и аспирантка Института гуманитарного образования и спорта Александра Щипанова.
Напомним, в очном этапе конкурса приняли участие 392 человека из 223 образовательных организаций 48 субъектов России. Конкуренцию им составила аспирант первого года обучения по специальности «Методология и технология профессионального образования» Александра Щипанова. Под руководством кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования Института гуманитарного образования и спорта СурГУ Алексея Салькова она представила научно-исследовательскую работу на тему: «Мониторинг ценностных ориентаций студенческой молодежи как средство формирования образа современного студента среднего профессионального образования» в направлении «Педагогика, психология». Выбор неслучаен, ведь молодой специалист трудится в системе среднего профессионального образования, и чтобы сделать работу более эффективной, подбирая новые технологии и методики обучения, необходимо знать некоторые особенности студентов. Это и предстояло проверить Александре. Отметим, в исследовании приняли участие 200 студентов Сургутского политехнического колледжа 1–4-х курсов.
- Полученные данные мы систематизировали и проанализировали. По результатам мониторинга была выявлена иерархия ценностей молодежи среднего профессионального образования, а именно: у современных студентов преобладали общественно-социальные цели - здоровье, верные друзья, счастливая семейная жизнь, любовь, что является общей тенденцией изменения ценностных ориентаций российской молодежи. А в инструментальных ценностных ориентациях обучающиеся показали большую ориентированность на: воспитанность, аккуратность, образованность, честность и жизнерадостность. Наименее значимыми для студентов стали высокие запросы и недопустимость недостатков в себе и других. Мы предполагали, что результаты мониторинга могут быть отличными от того образа выпускника, который нам предлагает федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, так и вышло. Мы планируем дальше изучать этот вопрос, с учетом корректировки программ воспитания в колледже и возможностью учета полученных результатов, и делиться опытом с коллегами из других образовательных организаций, – сообщила Александра.
Научная работа аспирантки получила высокую оценку жюри так же, как и исследование первокурсницы Института экономики и управления СурГУ Камиллы Соколовой, которая стала лауреатом первой степени в секции «Социология». Под руководством кандидата философских наук, доцента кафедры философии и права Института государства и права СурГУ Надежды Бутенко она обратила внимание на сущность и расширение конфликтов в обществе и межличностных отношениях.
Конфликтная проблематика сегодня имеет первостепенное значение в реалиях общественной жизни и в сознании общества. Поэтому основная задача – создать механизмы и институты регулирования конфликтов, которые открывают новые возможности для исследовательской работы. В процессе автором были изучены основные теоретические подходы к сущности конфликтов, проведено социологическое исследование среди студентов СурГУ по выявлению причин конфликтов. Так, наиболее распространенными из них являются: различный образ жизни и неравенство социальных групп, подавление базовых потребностей и неспособности удовлетворить их, а также экономические, политические и социальные противоречия.
- Конфликт – это сложное и противоречивое социальное явление, которое, тем не менее, может подлежать регулированию, и легче всего разрешить его на ранних этапах возникновения противоречий. Анализ причин конфликта в обществе и на межличностном уровне показал, что социальные противоречия, несомненно, влияют на рост усиления конфликтности. Однако существуют действенные способы их регулирования путем переговоров, сотрудничества, привлечения посредников, а также методом откладывания окончательного решения. Парадокс в том, что конфликт так или иначе способствует развитию общества, он является необходимым условием образования новых социальных групп и институтов, так как обнаруживает «слабые» места социальной системы, обращая внимание общества на данные проблемы, – считает начинающий исследователь.
Этот опыт для студентов СурГУ стал новой точкой отсчета в их профессиональной траектории.
Автор: Эльвира Галиханова
Подписывайся на наш Telegram-канал!