26
августа
2020
год
В СурГУ открывается новая лаборатория
1 сентября на базе Центра химического инжиниринга начнет свою работу Лаборатория буровых растворов и промысловой химии.
Главное отличие новой лаборатории – это практико-ориентированное обучение, где студенты смогут работать в условиях максимально приближенных к реальному производству, в том числе участвовать в исследовательских проектах по заказам индустриальных партнеров. Благодаря специальному оборудованию здесь будут испытывать рецептуры буровых растворов с применением наноразмерных и слоистых материалов, а также применять методы машинного обучения для построения алгоритмов предсказывания оптимальных рецептур буровых растворов под геологические условия пласта, методы цифрового проектирования и моделирования для построения цифровых двойников процессов бурения скважин в сложных условиях. Лабораторное пространство было спроектировано таким образом, чтобы в нем одновременно смогли работать до 12 специалистов, в их числе и студенты Института естественных и технических наук.
Проект новой лаборатории презентовала директор Института Юлия Петрова на Международной CDIO конференции, организованной Техническим университетом Чалмерса (Chalmers University of Technology, Швеция), которая проходила в online-формате. По словам спикера, в течение четырех последующих лет в лабораториях Центра химического инжиниринга запланированы научно-исследовательские проекты, направленные на решение технологических проблем разработки нетрадиционных коллекторов и увеличения добычи нефти трудноизвлекаемых запасов Западной Сибири с применением передовых химических и цифровых технологий. Партнерами проектов сургутских химиков станут ведущие ученые Сколковского института науки и технологий, Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, а также эксперты крупнейших нефтедобывающих, нефтесервисных и химических компаний России.
- В рамках сессии «CDIO в био- и химическом инжиниринге» было представлено пять докладов. Я презентовала доклад на тему: «Рабочее пространство в проектной деятельности студентов-химиков», в котором акцентировала внимание слушателей на реформированные и новые образовательные пространства Сургутского университета. Одним из таких пространств стала Лаборатория буровых растворов и промысловой химии. Главная цель – показать, как процессы реформирования и создания образовательных пространств меняют в целом образовательный процесс, а также отношения преподавателей и студентов и качество достигаемых результатов обучения. Например, если мы переоборудуем рабочее пространство в исследовательской лаборатории так, что в ней можно проводить не только лабораторные и экспериментальные работы, но и семинары, практические занятия, рабочие совещания проектных групп и даже лекции в малых группах студентов, то это приведет к новому качеству традиционных занятий. То есть лабораторная работа превращается в мастер-класс преподавателя, практическое занятие – в «мозговой штурм» для решения поставленной задачи, а лекция в дискуссию и живое общение лектора со студентами, – рассказала Юлия Юрьевна.
Напомним, в мае 2018 года компания Сургутнефтегаз поддержала идею создания такой лаборатории в университете, дабы повысить уровень учебного процесса и реализации исследовательских проектов с участием студентов и аспирантов направления «химия». Ведущие ученые научно-образовательного центра «Промысловая химия» РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина выступили экспертами в вопросах подбора методик и оборудования для организации учебного процесса и исследований. В 2019 году двое сотрудников кафедры химии СурГУ успешно прошли обучение в РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина по методикам выполнения измерений коэффициента набухания глин и глинопорошков для буровых растворов, методам определения динамической вязкости на ротационном вискозиметре, а также изучению механических и реологических свойств буровых промывочных жидкостей, определению и регулированию их плотности.
- Юлия Юрьевна, а как коллеги, эксперты оценили проект новой лаборатории СурГУ?
- Прежде всего хотелось бы отметить, что СурГУ вступил в Международную инициативу CDIO еще три года назад. С тех самых пор мы ежегодно выступаем на этих конференциях с докладами, посвященными результатам имплементирования стандартов CDIO в образовательную программу бакалавриата направления «химия». В этом году мы представили инженерное рабочее пространство или учебные аудитории и лаборатории, которые поддерживают и способствуют практическому подходу в обучении. Все доклады проходили предварительный отбор, мы прошли на параллель, посвященную имплементированию стандартов CDIO по образовательным направлениям. Безусловно, мой доклад заинтересовал коллег и экспертов. Профессор из университета Калгари Рон Хьюго высоко оценил проект Агентства стратегических инициатив России и деятельность «Точки кипения» СурГУ, в частности, эффективность интеграции мероприятий таких пространств в проектную деятельность студентов инженерных направлений. А Катерина Янг из Политехнической школы Сингапура заинтересовалась проектированием образовательного пространства химических лабораторий в нашем университете. Нам же, в свою очередь, был интересен заграничный опыт применения технологий виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) в образовательный процесс химических направлений. Мы оценили хорошую практику использования технологий искусственного интеллекта для разработки цифрового симулятора по технике безопасности в химической лаборатории для студентов-химиков, обучаясь на котором они не только получат знания, но и смогут увидеть реальные условия промысловой лаборатории.
- Что вам дало участие в конференции? Поделитесь планами на будущее?
- Участие в онлайн конференциях, в условиях пандемии и тотальной цифровизации – это прекрасная возможность безграничного общения с учеными и коллегами со всего мира. Уверена, что такой опыт общения получит продолжение и будет активно использован в будущем, в том числе на конференциях CDIO. Для нас это значимая веха, на которой мы подводим итоги имплементирования стандартов CDIO, получаем оценку и рекомендации со стороны участников и организаторов Инициативы. Так, по направлению «химия» мы успешно прошли процессы имплементации уже шести стандартов, а в 2021 году на конференции, которая пройдет в Таиланде, мы планируем представить мероприятия и результаты интегрированного обучения по стандарту 7. Другими словами, это педагогические подходы, которые способствуют освоению дисциплинарных знаний одновременно с развитием личностных и межличностных навыков, а также навыков создания продуктов, процессов и систем.
Автор: Эльвира Галиханова