3
мая
2018
год
«Инклюзивное образование: опыт, проблемы, взаимодействие»
С целью достижения равноправия в области получения образования в период демократизации социальных отношений в Российской Федерации активно формируется и продвигается система инклюзивного образования, эффективная реализация которого возможна при условии сотрудничества различных учреждений. Объединение ресурсов и усилий коллективов таких учреждений в условиях сетевого взаимодействия позволит расширить возможности получения качественных образовательных услуг лицам с особыми образовательными потребностями. В связи с этим в Сургутском государственном университете сотрудниками Центра инклюзивного образования, преподавателями кафедр педагогики профессионального и дополнительного образования и психологии развития под руководством доктора педагогических наук, профессора Филиппа Дементьевича Рассказова разработан и реализуется проект «Инклюзивное образование в условиях сетевого взаимодействия». В планах проекта:
- создание сетевого профессионального сообщества заинтересованных лиц в области инклюзивного образования;
- повышение эффективности использования методических ресурсов;
- нормативно-правовое, организационно-информационное и научно-методическое обеспечение реализации инклюзивного образования лиц с особыми образовательными потребностями;
- расширение возможностей для повышения квалификации, педагогического мастерства и психолого-педагогической компетентности педагогических кадров.
С этой целью в рамках данного проекта в СурГУ 26 апреля 2018 года была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: опыт, проблемы, взаимодействие».
В работе научно-практической конференции приняли участие ученые, представители образовательных организаций различных ступеней образования, органов управления и общественных организаций.
На пленарном заседании прозвучали приветственные слова ректора СурГУ, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного учителя РФ Сергея Михайловича Косенка, директора Департамента образования Администрации г. Сургута, кандидата педагогических наук Анны Николаевны Томазовой, Президента региональной ассоциации некоммерческих организаций ХМАО – Югры, депутата Думы г. Сургута Ольги Валерьевны Лесновой. Выступающие отметили важность мероприятия, подчеркнули своевременность поднятых для обсуждения вопросов и необходимость аккумулирования опыта инклюзивного образовательного пространства.
Живой интерес и активное обсуждение на пленарной части конференции вызвало выступление ученых. Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования СурГУ Вера Дмитриевна Повзун обратила внимание слушателей на «важность создания команды профессионалов, эффективно помогающим тем людям, которым мы нужны». Доктор педагогических наук, кандидат медицинских наук, заведующая кафедрой возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета Малярчук Наталья Николаевна раскрыла тему формирования здорового стиля поведения детей с ограниченными возможностями здоровья с акцентом на семьецентрированный подход и межсетевое взаимодействие. Светлана Валерьевна Панюкова, доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», лауреат премии Правительства РФ в области образования за цикл трудов в сфере здоровьесберегающих технологий, рассказала о том, что в настоящее время ведется работа по разработке и внедрению комплекса мер по вопросам организации в РФ высшего инклюзивного профессионального образования и созданию специальных условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Светлана Валерьевна акцентировала внимание на вопросах обеспечения доступности высшего образования для лиц с инвалидностью, требования к условиям обучения, к адаптированным учебно-методическим материалам, проблемы создания нормативно-правового и организационно-методического обеспечения высшего инклюзивного образования.
После официального открытия мероприятия и содержательного пленарного заседания, участники продолжили работу в нескольких секциях: условия организации инклюзивной образовательной среды в общем и дополнительном образовании, инклюзивная практика в профессиональном образовании, проблемы трудоустройства выпускников с инвалидностью. Тематика представленных докладов включала в себя информацию о деятельности МКУ «Центр диагностики и консультирования г. Сургута», правовых аспектах медико-социальной экспертизы, мерах государственной поддержки, направленных на содействие трудоустройству выпускников из числа инвалидов, формировании инклюзивной культуры общеобразовательного учреждения, сопровождении детей с ОВЗ в современной образовательной организации, особенностях организации дополнительного образования в инклюзивной образовательной среде и др.
Также в рамках конференции прошёл телемост с коллегами из Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана. Станевский Александр Григорьевич – директор Головного учебно-исследовательского и методического центра профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) МГТУ им. Н.Э. Баумана, декан факультета для инвалидов, заведующий кафедрой реабилитации, член Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов, руководитель межвузовской экспертной группы Российского союза ректоров по инклюзивному образованию, лауреат премии Президента в области образования, поделился опытом работы вуза в условиях инклюзивного образования. Жизнеспособность «бауманского» подхода доказана временем: уже в течение почти 80 лет МГТУ им. Н. Э. Баумана является высшим техническим учебным заведением общего типа, где реализована система высшего образования инвалидов в обычной образовательной среде. При этом уровень знаний и высокая квалификация выпускников с ограниченными возможностями здоровья позволяет им занять достойное место в профессиональной деятельности. «Когда такие люди приходят в университет, их спрашивают «кто ты». Вначале ответ «я – глухой». На втором курсе ответ уже «я – глухой студент». На третьем «я – студент». А когда подходит выпуск, то на вопрос «ты кто», он отвечает «я – специалист». Эта трансформация понимания себя – самое главное. Наша миссия, опираясь на неиссякаемую веру в человеческие способности, дать молодежи с ограниченными возможностями здоровья доступ к качественному профессиональному образованию – доступ к успеху», – отметил А. Г. Станевский.
Особый эмоциональный отклик получили мастер-классы, на которых были представлены – возможности использования методики «Семейная Мягкая Школа» в коррекционной работе с детьми с ОВЗ (А. М. Короленко, старший преподаватель кафедры психологии развития СурГУ); создание полигональной фигуры в развитии творческого потенциала обучающихся с ОВЗ (Н. В. Гаврилова, преподаватель кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования СурГУ ); методические аспекты ИПРА ребенка-инвалида при разработке АООП в дошкольном образовательном учреждении (В. А. Меренков, психолог I категории психологической службы СурГУ, старший преподаватель кафедры клинической психологии, руководитель социально-ориентированного проекта для молодежи с ОВЗ «Интеграция»); Workshop: основные трудности эмоционально-волевой сферы у детей – аутистов (Т. А. Родермель, кандидат философских наук, доцент кафедры клинической психологии СурГУ, практический психолог, коуч, действительный член общероссийской психологической Лиги, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии).
В ходе дискуссий и обсуждений как результат кропотливой работы участниками была выработана резолюция конференции, в которой нашли отражение рекомендации по совершенствованию и расширению сетевого взаимодействия в инклюзивном образовании учреждений общего, дополнительного и профессионального образования с психолого-медико-социальными организациями; привлечению общественных организаций и всех субъектов образовательного процесса к участию в конференции; созданию опорной площадки по проведению технологических, обучающих, методических, информационных мероприятий для педагогов образовательных организаций – партнеров с целью расширения возможностей для повышения квалификации различных категорий педагогических работников, реализующих образование детей с особыми образовательными потребностями; подготовке научно-методических материалов, описывающих практику внедрения инклюзивного образования в ХМАО – Югре; изданию по материалам конференции выпуска журнала, индексируемого в наукометрической базе РИНЦ.
Подводя итоги проведенной Конференции, следует отметить высокий уровень ее организации, широкий спектр затрагиваемых актуальных вопросов, относящихся к особенностям и результатам реализации инклюзивного образования на территории ХМАО – Югры, Тюмени, Москвы. Конференция стала рабочей площадкой по демонстрации и обмену научно-практического опыта педагогов всех уровней образования, осуществляющих инклюзивную деятельность.